Акциз на вредные продукты — польза для здоровья, но удар по кошельку?

Акцизы на вредные продукты, введение которых обсуждает правительство РФ, поможет поддержать здоровый образ жизни россиян и, возможно, доходы бюджета, считают представители кабмина. В то же время отраслевые эксперты, опрошенные РИА Новости, опасаются, что это приведет к повышению цен на продукты и осложнит жизнь бизнесу.

Члены правительства и эксперты согласны в одном: идею еще необходимо оценивать и обсуждать.

Глава Минздрава Вероника Скворцова в пятницу заявила, что правительство РФ обсуждает введение акцизов на вредные продукты по инициативе министерства здравоохранения и «Единой России. Как сообщала газета «Ведомости», речь может идти о чипсах, газировке, пальмовом масле и сахаре или продуктах, в которых повышено содержание жира и сахара, а также электронных сигаретах.

Источник издания в Минфине заявил, что дополнительное налогообложение вредных продуктов оправдано, поскольку и пополнится казна, и появятся возможности ограничивать потребление не самых полезных для здоровья продуктов.

За здоровый образ жизни

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров не видит ничего плохого в идее ввести акцизы на вредные продукты, поскольку это поможет поддержать здоровый образ жизни.

«Я поддерживаю в целом здоровый образ жизни, и соответственно, любые вредные продукты, которые человек потребляет, не добавляют никакой пользы. Если на этот сорт продуктов будут вводиться какие-то дополнительные сборы, что будет стимулировать население покупать более полезные продукты, в этом ничего плохого нет», — сказал Мантуров.

«С точки зрения фискальной составляющей — собственно, это главное, что обсуждается на сегодняшний день, — пока точной цифры никто не представил в части расчетов. Когда мы увидим эти расчеты, мы дадим свою экспертную позицию…», — добавил он.

С поддержкой инициативы о введении акцизов на пальмовое масло и газировку выступил и глава Минсельхоза Александр Ткачев. «Сегодня есть такая инициатива у Минздрава, она нами поддержана, о том, чтобы поднять акцизы на пальмовое масло и на газировку, то есть на вредные продукты», — сказал он.

Предстоит оценить доходы

Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев также подтвердил, что правительство рассматривает эту идею. «Да, обсуждаем. Конечно же, акцизы и любые косвенные налоги имеют фискальную составляющую», — сказал Улюкаев журналистам. При этом он не уточнил, сколько дополнительных доходов от этого может получить бюджет и поддерживает ли это предложение министерство.

В налоговом комитете Госдумы считают, что введение акцизов на вредные продукты и электронные сигареты в РФ вполне возможно, однако нужно соизмерить доходы бюджета от этой меры и уровень недовольства у потребителей, которое она может вызвать. Такое мнение высказал первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Тарнавский («Справедливая Россия»).

«Думаю, если проработка вопроса Минфином приведет к тому, что они посчитают нужным предложить это парламенту, то такое вполне возможно. Тем более, что упомянуты те продукты, к которым мы должны относиться крайне осторожно», — сказал Тарнавский РИА Новости.

Депутат отметил, что всегда, обсуждая в непростое время налоговый рост или дополнительные нагрузки, надо соизмерять, сколько от этого получит бюджет, и какое это может вызвать недовольство. «Надо увидеть расчеты, потому что из-за одной копейки будоражить большое количество потребителей, может быть, и не имеет смысла», — добавил он.

Кондитеры сомневаются

В то же время эксперты кондитерской отрасли и производители продтоваров с осторожностью относятся к данной инициативе и считают необходимым прежде определить ее точные параметры. Так, в Центре исследований кондитерского рынка считают, что она приведет исключительно к росту себестоимости производства и, соответственно, росту цен на готовую продукцию.

«Мы считаем подобную инициативу вредной, так как если говорить о кондитерском рынке, она приведет исключительно к росту себестоимости производства мучных кондитерских изделий и, соответственно, росту розничных цен на готовую продукцию», — сказала РИА Новости исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина.

По ее словам, россияне и так потребляют существенно меньшие объемы кондитерских изделий, чем жители западной Европы. «Разговоры о вредности сладкого и тем более о сокращении потребления сладкого несколько однобоки без продвижения идей здорового образа жизни, развития уровня медицины и общего повышения качества жизни», — считает она.

Никитина также подчеркнула, что сейчас российская кондитерская промышленность довольно конкурентна на внешних рынках в силу слабого рубля. «Но это преимущество исчезнет в случае введения акцизов», — предупредила эксперт.

Требуется обсуждение

Заместитель председателя правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов также не уверен в пользе дополнительной нагрузки на бизнес и не спешит с оценкой инициативы.

«Мы как ассоциация, объединяющая производителей продуктов питания, осторожно относимся к инициативам, которые могут повлечь любую дополнительную финансовую нагрузку на бизнес. Пока нет окончательного понимания перечня товаров, которые попадут под акцизные выплаты, давать оценку предложению рано», — сказал он.

Например, по его словам, нужно учитывать, что пальмовое используется при производстве очень широкого перечня товаров согласно рецептуре. С другой стороны, недобросовестные производители заменяют «пальмой» жиры животного происхождения, не информируя об этом потребителя, говорит зампред «Руспродсоюза».

По словам Никитиной, пальмовое рафинированное масло — один из наиболее востребованных видов жиров в кондитерской промышленности как в силу своих характеристик, так и из-за его стоимости. «По большому счету — это самый дешевый вид жира, доступный российским кондитерам. В структуре себестоимости производства мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения, таких к примеру, как печенье, вафли, кексы, рулеты, (основной сегмент кондитерского рынка) на жиры приходится порядка 50%, на сахар — около 25%», — говорит она.

«Безусловно, любые дополнительные платежи, в конечном счете, приводят к повышению себестоимости продукта. Поэтому любые решения подобного характера должны быть как следует продуманы и вынесены на обсуждение с бизнес-сообществом», — считает Леонов.

Источник: ria.ru

Похожие новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика