Российские порты в 2015 году: Тихая гавань

Уходящий 2015 год для портового бизнеса РФ оказался своеобразным испытанием: сложная экономическая ситуация, ограничения со стороны Запада вынудили компании притормозить реализацию крупных проектов и сделок и больше сосредоточиться на сокращении своих долговых обязательств.

Грузооборот в российских портах хотя и покажет в целом небольшой рост по итогам 2015 года, однако в части перевалки контейнерных грузов наблюдается падение более чем на треть. В будущем году эксперты прогнозируют позитивные тенденции по показателям грузооборота, но отыграть спад отдельных сегментов рынка вряд ли удастся в полном объеме.

Не исключено, что статистику помогут поправить дальневосточные порты и ориентация на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, однако многое будет зависеть от сговорчивости восточных партнеров в части реализации совместных проектов.

Рынок

По подсчетам Минтранса, грузооборот портов РФ по итогам 2015 года может увеличиться примерно на 3-4% — до 645-650 миллионов тонн. Для сравнения, в прошлом году данный показатель составил 623,4 миллиона тонн, да и то с учетом портов Крыма, вернувшегося в состав РФ в марте прошлого года.

Вместе с тем, по прогнозам министерства, по итогам года существенное падение — до 30-35% — будет по контейнерным грузам. Объем перевалки грузов в контейнерах за 11 месяцев сократился на 15,2%, до 36,6 миллиона тонн.

Если бы не сильное падение контейнерного рынка, рост грузооборота был бы куда более существенным. По словам главы агентства InfraNews Алексея Безбородова, такое падение связано с девальвацией рубля, так как именно контейнеры — наиболее чувствительный сегмент.

По прогнозам эксперта, в следующем году также будет рост грузооборота и, скорее всего, небольшой рост контейнеров с учетом сильного падения в 2015 году.

«В следующем году будет рост: контейнеры немного выровняются, никаких существенных событий, которые могут поменять расклад, не предвидится», — отметил Безбородов.

Порты Крыма продолжат наращивать грузооборот, однако в силу инфраструктурных ограничений, этот рост будет умеренным, отметил эксперт, добавив, что техническое состояние портов оставляет желать лучшего.

Сокращение долгов

В 2015 году крупнейшие игроки рынка сосредоточились на сокращении образовавшихся долгов, используя различные доступные финансовые инструменты.

Global Ports приняла решение о выпуске облигаций. В начале декабря «Первый контейнерный терминал» («дочка» Global Ports) зарегистрировал облигационную программу на общую сумму до 30 миллиардов рублей. Средства, вырученные от выпуска облигаций, предполагается использовать на рефинансирование существующего долгового портфеля группы.

Группа FESCO решила погашать задолженность путем изменения условий обращения рублевых облигаций, выкупа по заниженной стоимости части рублевых и евровых облигаций и выпуска новых.

«Новороссийский морской торговый порт» подписал дополнительное соглашение со Сбербанком, выдавшим компании в 2011 году кредит на 1,95 миллиарда рублей на покупку «Приморского торгового порта». Соглашение предусматривает изменение расчета ограничительных условий в отношении цены акций. Так как ковенанты регулярно нарушались, у «Сбербанка» были все основания для того, чтобы требовать досрочно погасить долг, поэтому для НМТП было чрезвычайно важно подписать это соглашение.

Менеджмент НМТП заявлял, что компания не планирует в 2016 году заимствований, при этом не исключил использования программы рублевых облигаций. Долг перед «Сберабнком» НМТП не собирается выплачивать раньше срока.

Свободный порт и новые возможности

Осенью уходящего года вступил в силу закон о свободном порте Владивосток, в случае успешной реализации которого порты региона смогут не только принести сотни миллиардов долларов инвестиций, но и стать полноценным хабом для торговли России с АТР.

Закон предусматривает режим «единого окна» на границе, круглосуточный режим на пунктах пропуска, упрощенный визовый режим с получением восьмидневной визы на границе, режим свободной таможенной зоны для резидентов.

Резиденты получат налоговые преференции и административные льготы. Президент РФ Владимир Путин также предложил правительству рассмотреть вопрос о распространении режима свободного порта, помимо Владивостока, на другие гавани Дальнего Востока.

Первые результаты введения этого режима будут видны в конце 2016 года. По словам Безбородова, уже сейчас у инвесторов, особенно азиатских, появилась заинтересованность, которая в будущем может быть реализована в проекты.

Режим свободного порта, введенный на территории 15 муниципалитетов Приморья, направлен на расширение трансграничной торговли, развитие транспортной инфраструктуры и включение Приморского края в глобальные транспортные маршруты.

В зону действия этого режима входят и крупные международные транспортные коридоры, такие как «Приморье-1» и «Приморье-2», реализация которых направлена на обеспечение транзита грузов из северо-восточных провинций Китая в порты Приморья с последующей отгрузкой на суда в адрес стран АТР. Россия уже включила эти коридоры в список своих приоритетных проектов, надеясь на поддержку в их развитии со стороны китайских партнеров в рамках реализации амбициозной идеи КНР по созданию Экономического пояса Шелкового пути.

В свободном порту предполагается также создание сети логистических центров с особыми условиями транспортировки, хранения и частичной переработки грузов, а также организация несырьевых экспортоориентированных производств. О поддержке этих инициатив уже заявили ряд азиатских инвесторов, в частности, из Китая и Южной Кореи.

От Запада к Востоку

В то время, как крупные государственные проекты в портовой сфере набирают обороты, сложная экономическая ситуация в России и в мире не может не влиять на частный бизнес.

В июле 2015 года стало известно, что группа «Сумма» отказалась от строительства наливного терминала в порту Роттердама. В компании поясняли тогда, что решение связано с изменениями макроэкономической ситуации и конъюнктуры нефтяного рынка.

Согласно контракту, группа должна была к 2017 году построить терминал для нефти Urals из порта Приморск и продажи сырья на условиях FOB. Создание площадки должно было сократить ценовой разрыв между Urals и североморской Brent и сделать российскую марку более конкурентоспособной. Инвестиции в строительство терминала оценивались в 1 миллиард евро.

У «Суммы» в голландском порту при этом остается стабильный бункеровочный бизнес, сообщил представитель компании.

Более успешными и перспективными для группы «Сумма» являются проекты на Дальнем Востоке – строительство порта Зарубино и угольного терминала в порту Восточный, отметили в компании.

В настоящее время группа ведет поиск инвесторов и займов для этих проектов. Так, China Merchants Group и один из крупнейших мировых портовых операторов DP World (Dubai Port World) заявили об интересе в реализации проекта по строительству порта Зарубино.

Порт общей мощностью в 100 миллионов тонн грузов в год объединит зерновой терминал на 40 миллионов тонн, контейнерный терминал на 2 миллиона TEU, терминал ро-ро (накатных) грузов на 1,5 миллиона единиц в год, терминал для перевалки генеральных грузов (более 25 миллионов тонн) и ряд других.

«Сумма» также хочет привлечь партнера в реализацию проекта в Восточном порту, предложив 35% в угольном терминале. При этом компания идеальным партнером видит именно трейдера, чтобы доступ к терминалу имели различные игроки, и он не превратился в кэптивный.

Мощность проектируемого угольного терминала составит до 20 миллионов тонн в год. Он будет специализироваться на перевалке российского угля на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Первая очередь терминала мощностью 7 миллионов тонн в год планируется к запуску в 2018 году.

«Сумма» с проектом строительства порта в Зарубино может стать резидентом свободного порта Владивостока, однако для этого ей нужно определиться с источниками финансирования проекта.

Лакомый кусок

В отличие от портового бизнеса, в судоходном уходящий год был успешным, прежде всего для компаний, связанных с экспортными грузами, в том числе благодаря девальвации рубля.

Долгожданная приватизация крупнейшей российской судоходной компании — «Совкомфлота» — в уходящем году так и не состоялась. Государство уже не первый год откладывает продажу этого актива, в списке на приватизацию в 2016 году компания стоит. «Совкомфлот» и ее руководство не находятся в санкционных списках.

Финансовое состояние «Совкомфлота» сейчас очень устойчивое. По итогам девяти месяцев 2015 года компания увеличила чистую прибыль по МСФО в 2,7 раза, до 298,8 миллиона долларов. Валовая выручка выросла на 7,9%, до 1,143 миллиарда долларов. Доходы на основе тайм-чартерного эквивалента составили 946,6 миллиона долларов, увеличившись на 18,9%. Показатель EBITDA увеличился на 38%, до 567,9 миллиона долларов. Уровень долговой нагрузки группы компаний снизился до 44%, соотношение чистого долга к показателю EBITDA за последние 12 месяцев — до уровня ниже четырех.

Глава «Совкомфлота» Сергей Франк отмечал, что достигнутые результаты в совокупности с положительным прогнозом развития конъюнктуры танкерного рынка позволяют компании рассчитывать на хорошие результаты работы в 2015 году в целом. По оценкам компании, благоприятное соотношение спроса и предложения в большинстве значимых для компании сегментов танкерного рынка сохранится в течение 2016-2017 годов.

В ноябре международное рейтинговое агентство Fitch повысило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента «Совкомфлота» до «BB» c «ВВ-» со стабильным прогнозом. В декабре агентство Moody’s улучшило прогноз по рейтингу «Ba2» «Совкомфлота» с негативного до стабильного.

Структура приватизации «Совкомфлота» предполагает, что на первом этапе будет продан пакет в 25%. Власти РФ оценивают доходы от приватизации госпакета акций «Совкомфлота» в 24 миллиарда рублей, в бюджет поступит 12 миллиардов рублей.

Источник: ria.ru

Похожие новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика